Трасологическая экспертиза
Трасология представляет собой исследования следов от различных предметов на месте происшествия с целью восстановления картины и механизма случившегося события. Эти криминалистические методы лежат в основе транспортно- трасологической экспертизы, являющейся неотъемлемой частью комплекса автотехнических экспертиз. Они в обязательном порядке проводятся после ДТП с целью установления причин аварии. Трасологические исследования - одна из наиболее сложных экспертных процедур, она требует от исполнителя не только хороших знаний, но и большого практического опыта выполнения этих работ.
Объекты транспортно-трасологических исследований
Любое дорожно-транспортное происшествие оставляет после себя множество следов на самых разных предметах, начиная от дороги, по которой двигались транспортные средства, до одежды пострадавших при их столкновении. Объектов транспортно-трасологической экспертизы при любом ДТП может быть достаточно большое количество, в том числе:
- сами транспортные средства со следами повреждений;
- их отдельные детали, отделившиеся при столкновении;
- ходовые части автомобилей, ставших участниками контактного взаимодействия при ДТП, а также выступающие за габариты элементы их кузова и подвески;
- дорожное полотно и грунт на месте происшествия со следами колес, оставленных автотранспортом, частиц лакокрасочного покрытия и битого стекла;
- любые окружающие предметы (ограждения, деревья, стойки дорожных знаков или столбы) со следами контакта с ТС или пешеходом, пострадавшим в ДТП;
- одежда пострадавшего при аварии.
Каждая деталь из многообразия обследуемых объектов, каждый оставленный след может помочь эксперту-трасологу восстановить картину дорожного происшествия и назвать её причину.
Цели и задачи трасологических экспертиз
Основной целью проведения судебной транспортно-трасологической экспертизы является определение причин ДТП и его последствий (ущерба здоровью людей и поврежденным транспортным средствам). Задачи, решаемые экспертами для достижения этой цели, можно разделить на две большие группы – идентификационные и диагностические.
К задачам первой группы относятся:
- идентификация транспортных средств, принимавших участие в столкновении;
- установление принадлежности следов и обломков, оставленных на месте аварии, конкретному транспортному средству, участнику аварии;
- установление факта нанесения тех или иных повреждений и следов именно в результате данного столкновения.
К диагностическим задачам, стоящим перед исполнителями трасологической экспертизы транспортных средств, относятся те, которые помогают восстановить очередность событий, приведших к дорожному происшествию.
Среди них можно назвать:
- определение положения транспортных средств и пешеходов в момент столкновения относительно дорожной разметки и друг друга;
- установление траекторий движения всех участников аварии;
- определение скорости, с которой они передвигались;
- восстановление последовательности фаз перемещения и столкновения участников ДТП между собой и с окружающими предметами.
Методологически грамотно выполненное трасологическое исследование не только помогает экспертам в определении причин ДТП и его виновных, но и позволяет установить наличие сторонних факторов (не зависящих от участников движения или пешеходов), которые привели к столкновению, например:
- неблагоприятные погодные условия, ухудшившие видимость и качество полотна дороги;
- плохое состояние здоровья водителей или пешеходов, резко ухудшившееся в момент аварии;
- неудовлетворительное состояние дорожного полотна в месте столкновения;
- непредвиденная поломка автомобиля;
- события, не связанные с дорожной ситуацией, которые происходили вблизи от места столкновения и повлияли на его ход.
Порядок назначения трасологических исследований
Независимая транспортно-трасологическая экспертиза может быть назначена по инициативе следственных органов и ГИБДД, лиц, пострадавших в аварии или их родственников, водителей автомобилей, принимавших участие в ДТП.
Причинами проведения таких исследований могут являться:
- спорная ситуация при определении виновного в происшествии;
- разногласия в показаниях свидетелей или участников аварии, а также появление на следствии свидетеля, не присутствовавшего при столкновении;
- отказ страховой компании в выплате суммы ущерба, основанный на обвинении страхователя в умышленном повреждении застрахованного имущества;
- необоснованные обвинения в совершении ДТП.
Трасологические исследования могут проводиться и повторно, если обнаружены несоответствия в первой экспертизе, выполненной с нарушением методики исследований. Именно поэтому при выборе исполнителя не стоит ориентироваться исключительно на стоимость транспортно-трасологической экспертизы, а следует выбирать независимую экспертную компанию, в штате которой состоят квалифицированные эксперты-трасологи, имеющие практические навыки выполнения подобных работ. ООО «СЭЦ» имеет в своем распоряжении таких специалистов и готов провести по вполне доступной, конкурентной цене транспортно-трасологическую экспертизу любой сложности объективно качественно и в сжатые сроки. Мы имеем хорошую репутацию в судах, и готовы предоставить квалифицированную юридическую поддержку нашим клиентам.